Сети пятого поколения (5G) потребуют создания новых бизнес-моделей. Что это за модели и как мобильные виртуальные операторы смогут их применять наиболее успешно – постараемся разобраться в этой статье.
Один из возможных вариантов использования 5G – это так называемая «нарезка сети», позволяющая MVNO запускать несколько мини-сетей для клиентов из различных вертикальных рынков.
В отличие от своих «предшественников» – сетей 3G и 4G, основное конкурентное преимущество 5G заключается не только в высокой скорости передачи данных. Поскольку в основе сети лежит виртуальная инфраструктура, 5G можно «нарезать» сегментами, каждый из которых будет обладать определённым QoS (уровнем сервисного обслуживания) исходя из конкретных задач клиента. QoS будет определяться надежностью, а также шириной полосы пропускания.
По мнению основателя и главного аналитика Exact Ventures Грега Коллинза (Greg Collins), для «умных автомобилей» будет одна мини-сеть с установленным QoS, а для видеоигр – совершенно другая, с более высокой скоростью передачи данных.
Грег Коллинз считает, что сети пятого поколения станут также интересны глобальным интернет-провайдерам. Так, не исключено, что такой гигант, как Netflix, захочет запустить собственную сеть, фактически становясь MVNO.
С ним согласен Джон Леннс (John Lenns), вице-президент по управлению продуктами Oracle Communications. «MVNO могут использовать сегменты, сконфигурированные и оптимизированные для удовлетворения конкретных потребностей клиентов», – говорит он.
Промышленное применение
Джеймс Грей (James Gray), директор Graystone Strategy, считает, что 5G также создаст новые возможности для MVNO в промышленности, такие как критический машинный интернет вещей (IoT). К нему относятся: беспилотный транспорт, промышленные роботы, телемедицина и т.д.
Возможность запуска мини-сетей в рамках одной виртуальной, по словам исполняющего обязанности руководителя отдела исследований и разработок Ericsson Яна Хэглунда (Jan Häglund), это значительно более мощный инструмент с точки зрения гибкости и автоматизации, чем текущие бизнес-модели MVNO.
Вызовы 5G
Безусловно, потенциал 5G очень высокий. Однако и здесь существуют свои «подводные камни».
Не факт, что Netflix выберет правильную бизнес-модель и сможет монетизировать MVNO-проект. «Этот провайдер «набил руку» на создании и доставке видеоконтента. Сможет ли он расширить свой портфель, добавив туда телекоммуникационные услуги?» – сомневается Грег Коллинз из Exact Ventures.
Кроме того, 5G потребует создания совершенно иной экосистемы, прежде всего, партнерской сети для распространения новых услуг и приложений.
Также 5G можно рассматривать как вызов традиционным виртуальным операторам, которые рассматривают эту технологию просто как возможность предложить пользователям более высокие скорости передачи данных и не спешат внедрять инновации.
«История показывает, что MVNO не торопятся внедрять новейшие технологии на своих сетях», – отмечает Джеймс Грей. Он приводит в качестве примера виртуального оператора Asda Mobile, который запустил 4G только в прошлом году – примерно через пять лет после того, как в Великобритании были введены в коммерческую эксплуатацию LTE-сети.
Вероятно, пройдет еще несколько лет, прежде чем в мире появятся первые 5G мини-сети от MVNO.