Какими бы прекрасными на первых порах ни были отношения, со временем они могут начать тяготить. Особенно это касается сектора услуг. Так, однажды абонент понимает, что услуги связи, которые он получает от своего оператора, по цене, качеству или по их соотношению больше его не устраивают. А значит, договор придется расторгать. Как сделать так, чтобы расставание с оператором не обернулось потерями финансовыми, временными и эмоциональными?
Где искать решение?
Заглянем в нормативные документы. Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.12.2014 г. № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи», абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных ему услуг телефонной связи (ст. IV п. 48). В свою очередь, операторы связи должны предусмотреть процедуру расторжения договора с абонентом в «Условиях оказания услуг», которые обязаны быть опубликованы на их официальных сайтах.
По большей части операторы связи, работающие с физическими лицами, не заинтересованы в том, чтобы облегчить процедуру расторжения договора, и размещают на титульных страницах информацию о новых тарифах, пакетных предложениях и дополнительных услугах. А за «Условиями оказания услуг», в которых перечислены все права и обязанности,как абонента, так и оператора, порядки расчетов, приостановки, изменения и расторжения договора, приходится обращаться в раздел «Поиск по порталу». Кстати, на официальном сайте «Билайн» отыскать документ не помог и он. |
Путь прямой: визит в офис оператора
Как показывает экспресс-анализ «Условий оказания услуг», найденных на порталах ведущих операторов, глава, описывающая порядок расторжения договора между абонентом и оператором, есть в документе МТС (входит в раздел «Прочие условия»)1 и «Tele2» (раздел «Приостановление, изменение, расторжение Договора»). В тексте, который разместил на своем портале «Мегафон», прекращению действия договора между оператором и его абонентам, отведен один пункт в статье2, посвященной порядку, условиям заключения, изменения и сроку действия договора. Соответствующая глава3 есть также в «Порядке оказания услуг связи» МГТС и в «Условиях оказания услуг связи» «Ростелекома».
При этом все операторы признают право абонентов в одностороннем порядке расторгнуть договор полностью или в части использования одного или нескольких номеров. Для этого пользователям услуг «Мегафона» и МТС нужно направить заявление своему оператору в письменной форме, предварительно оплатив все оказанные им услуги. Для абонентов «Ростелекома»4 и «Tele2»,помимо подачи письменного заявления, в «Условиях оказания услуг» указана еще одна возможность, правда, сформулирована она довольно туманно: «иным способом, предусмотренным тарифным планом Абонента».
Путь извилистый: отказ от пополнения счета
Еще один способ донести до оператора свое нежелание оставаться с ним далее приведен в документе МТС. Он предлагает не зачислять «на Лицевой счет, связанный с одним или несколькими Абонентскими номерами, в течение указанного в Тарифном плане Абонента срока денежных средств в сумме, достаточной для достижения на таком Лицевом счете положительного остатка». Иными словами, расплатиться за уже оказанные услуги связи, не пополнять лицевой счет у оператора и полностью отказаться от использования услуг.
Впрочем, неактивность sim-карты до истечения определенного периода является условием для расторжения договора с ее пользователем в одностороннем порядке для всех операторов. У «Билайна» и «Tele2» это происходит на 181-й день, у «Мегафона» – на 91-й, у МТС – на 184-й. У операторов фиксированной связи этот срок значительно короче. Так, согласно документу МГТС, договор с абонентом расторгается по инициативе оператора в одностороннем внесудебном порядке, если абонент не производит оплату счета, выставленного за услугу по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи, в течение 25 дней с момента его получения. При этом должна быть произведена 100% предоплата этой услуги.
Абонентам сотовой связи такой способ прерывания отношений с оператором нужно использовать с осторожностью, не забывая отказаться не только от использования номера, но и от всех подключенных к нему платных услуг. Ведь деньги за них списываются в счет поставщика посуточно и, что самое неприятное, независимо от того, пользуетесь вы услугой или нет.
Как не допустить потерь?
Подводя черту, заметим, чтобы расстаться с оператором связи без потери денег, абоненту придется потерять время. То есть, несмотря на декларируемые способы дистанционного расторжения контракта, до офиса телекомкомпании лучше все-таки дойти и собственноручно заполнить соответствующую форму. В противном случае, операторы могут посчитать обращение не имеющим юридической силы и продолжат списывать средства за оказание услуг, даже несмотря на то, что абонент ими не пользуется. |
1. http://static.mts.ru/uploadmsk/contents/1655/ofs_usloviya.pdf?_ga=2.134185292.398264137.1518523624-78115779.1518523624
2. https://mgts.ru/upload/images/f/1/company/documents/form_doc/pril_1_Poryadok_okazaniya_uslug_svyazi2017_03_itog.pdf?_ga=2.227512669.1192212814