IP-телефония

Что такое IP-телефония?

Традиционная телефония, включающая стационарную, а позднее и мобильную связь, позволяет передавать информацию на расстоянии, однако имеет недостатки —  высокая стоимость международных звонков и ограниченный набор функций для бизнеса. 

Использование же интернет-телефонии может сделать связь дешевле, а функциональность АТС — шире. Всё, что требуется для старта работы, это стабильное и достаточно быстрое интернет-соединение и надежный провайдер услуг IP-связи.

Рассмотрим, что такое IP-телефония и как она появилась, как работает связь по интернету, в чем разница между IP- и VoIP-связью, какие протоколы используются в работе и для чего такая связь нужна бизнесу.

История появления IP-телефонии

IP-телефония появилась на рынке как полноценный продукт в 1995 году, когда израильская компания Vocaltec Inc. разработала InternetPhone. Это приложение позволяло совершать звонки с компьютера на компьютер. 

В 1998 году некоторые предприниматели уже начали продавать услуги IP-телефонии. Решения, которые они предлагали, включали в себя возможность звонить с компьютера на телефон и с телефона на телефон. С этого момента IP-телефонию начали интегрировать в телефонную сеть общего пользования (ТФОП).

IP-телефония позиционировалась в качестве бесплатной связи по всему миру, поэтому бизнес и частные пользователи заинтересовались продуктом и сразу же оценили экономию на междугородних и международных звонках. В начале каждого звонка звонящий должен был прослушать серию рекламных объявлений, чтобы начать разговор. 

Оборудование, необходимое для звонков через интернет, также появилось в 1998 году, когда несколько производителей IP-коммутаторов добавили возможность осуществлять звонки по протоколу VoIP в качестве стандартной опции в маршрутизаторах. 

Несмотря на то, что 1998 год стал настоящим прорывом, VOIP-звонки к началу 1999 года ещё не составили и 1% от всех голосовых звонков. К 2000 году эта цифра выросла до 3%, а к 2003 году на долю IP-телефонии уже приходилось до 25%. 

По состоянию на 2023 год треть всех офисов в США использует интернет-телефонию. В России этот вид связи пока не так распространён, хотя и показывает высокие темпы роста в последние годы.

Как работает IP-телефония?

IP-телефония — это общий термин для технологий, продуктов и услуг, которые используют соединение по интернет-протоколу и принцип коммутации пакетов. К их числу относятся голосовые вызовы, голосовая почта, видеозвонки, видеоконференции и обмен мгновенными сообщениями.

Традиционно голосовые коммуникации осуществлялись по телефонной сети общего пользования в виде аналоговых сигналов, то есть голос передавался по проводам практически в неизменном виде, что обеспечивало высокое качество сигнала, но требовало прокладки кабелей до конечных абонентов. 

В случае IP-телефонии голосовые сигналы путешествуют в виде пакетов оцифрованных данных от одного устройства, подключенного к интернету, к другому, и при этом физическое подключение по оптоволоконным линиям необязательно, может быть достаточно и мобильного интернета.

Система интернет-телефонии работает с использованием серверов и IP-АТС, которые могут быть физическими или виртуальными (облачными). Именно IP-АТС обеспечивают коммутацию, или распределение звонков, организацию внутренней нумерации и управление вызовами. Их также можно интегрировать с системами клиентского учёта и другими офисными программами.

Также возможна интеграция классической телефонной связи и интернет-телефонии, которая осуществляется через специальные переходники для АТС — шлюзы. Многие компании предпочитают использовать именно этот вариант, чтобы экономить на междугородних и международных звонках с помощью связи по интернету и обеспечить стабильную внутреннюю связь, не зависящую от качества интернет-соединения, например, между удалёнными корпусами предприятия.

Что такое SIP-, VoIP- и IP-телефония?

SIP- телефония, VoIP-телефония и IP-телефония — эти понятия используют, когда говорят о телефонной связи через интернет. Разберём, чем они отличаются друг от друга.

  • IP-телефония — это самое широкое понятие из всех трёх. Этим термином обозначают связь с использованием интернет-протокола (Internet Protocol, IP). Согласно нему, пакеты данных перемещаются от одного идентификатора (интернет-адреса) к другому. Помимо голосовых сигналов интернет-протокол может передавать сигналы для факса, текстовые сообщения, видеосигналы и другие данные. 
  • VoIP-телефония предназначена для передачи голоса по интернету. VoIP-протокол — это транспортный протокол для передачи цифровых голосовых сигналов, который используется в приложениях для онлайн-звонков и голосовой почте. Можно сказать, что VoIP является подкатегорией IP-телефонии. 
  • SIP- телефония, в свою очередь, является разновидностью VoIP-телефонии — и, соответственно, подкатегорией IP-телефонии. SIP-протокол регулирует сеансы связи, работая как бы «поверх» VoIP-протокола. Помимо голосовых сигналов SIP-связь позволяет обрабатывать видео и другие типы данных, а также с её помощью можно подключаться к телефонным сетям общего пользования — через виртуальные каналы, или SIP-транки.

6 наиболее часто используемых протоколов в IP-телефонии

Мы уже отчасти затронули тему протоколов, которые регулируют передачу данных в интернете от момента их отправки с одного пользовательского устройства и получения на другом. Какие именно протоколы используют при организации IP-телефонии в каждом конкретном случае, зависит от характеристик телефонной системы, а также от поставщика услуг связи. 

  • SIP

SIP — аббревиатура от Session Initiation Protocol — это сигнальный протокол, используемый для установления сеанса связи между двумя или более участниками, внесения изменений в сессию и, в конечном итоге, её прекращения.

SIP-протокол основан на текстовых запросах, а механизм запроса-ответа делает процесс устранения неполадок более простым. Роль запросов заключается в идентификации участников звонка и способа связи по IP-сети.

После завершения обмена инициирующими сеанс сообщениями связь осуществляется с помощью других протоколов. 

  • H.323

Как и SIP, протокол H.323 был разработан для настройки, управления и завершения медиа сеанса. Он появился немного раньше и в целом определил устройство базовой модели вызова, однако его серьёзный недостаток в том, что это двоичный протокол, что делает его более технически сложным. Так как для его работы требуется больше времени, в итоге H.323 был почти полностью заменен SIP.

  • RTR

RTP (Real Time Protocol) — это протокол для передачи данных в режиме реального времени. Он используется в основном на развлекательных и коммуникационных платформах, таких как сервисы потоковых видео, приложения для видеоконференций, телевизионные услуги, а также в телефонии.

RTP используется в сочетании с SIP-протоколом, который помогает в настройке соединения с сервером. 

  • RTCP

RTCP расшифровывается как Real-Time Transport Control Protocol — протокол для контроля передачи данных в режиме реального времени. Он работает рука об руку с RTP: в то время как RTP передает медиапоток, RTCP отслеживает статистику передачи и качество передачи данных — QoS.

В то время как RTP доставляет фактические данные, RTCP отправляет контролирующие запросы участникам сеанса связи. Его основная функция заключается в сборе и предоставлении обратной связи о качестве услуг, поставляемых RTP.

  • SRTP

Протокол SRTP обеспечивает безопасность передачи данных в режиме реального времени. Он был создан в 2004 году в качестве расширения профиля RTP. 

SRTP использует методы безопасности — аутентификацию и шифрование — для минимизации рисков атак. Функции SRTP являются необязательными, их можно использовать по мере необходимости. Этот протокол является гибким и легко адаптируется к новым алгоритмам шифрования.

  • SDP

Session Description Protocol, или протокол описания сеанса, — это стандарт определения типа мультимедийных сеансов. Он обычно используется в потоковых видеоконференциях и VoIP-приложениях.

В процессе настройки сеанса участвуют две конечные точки. Каждая из них отправляет запросы по SDP, чтобы проинформировать другого о своих спецификациях и согласовать набор совместимых параметров для обмена медиа. 

5 преимуществ IP-телефонии 

IP-телефония понемногу захватывает телекоммуникационный рынок, так как всё больше компаний и частных лиц сравнивают интернет-телефонию с другими способами связи и делают выбор в её пользу.

Давайте посмотрим на наиболее значительные преимущества IP-телефонии.

  • Невысокая стоимость связи

Как уже упоминалось, для использования технологии IP-телефонии вместо традиционных телефонных систем нужно лишь иметь доступ к Интернету.

Это помогает сократить расходы на оборудование и плату за телефонные звонки, кроме того между абонентами корпоративной сети разговоры могут быть бесплатны. Таким образом, переход на IP-телефонию может сэкономить до 60% по сравнению с другими видами связи.

  • Простая интеграция с CRM

Используя IP-телефонию, вы можете интегрировать ее с существующими бизнес-приложениями, объединяя данные из CRM, системы электронной коммерции, системы управления сайтом и другими каналами связи.

Возможность централизации данных обеспечивает более эффективное обслуживание клиентов, повышая их удовлетворенность и снижая нагрузку на персонал.

  • Легкая масштабируемость

В отличие от традиционных аналоговых телефонных систем, IP-телефония более гибкая. Вы можете быстро и легко добавлять новые линии или отключать ненужные через онлайн-интерфейс без специальных технических навыков. Для добавления номеров, в том числе городских, не нужно прокладывать телефонные кабели или увеличивать скорость интернета. 

  • Организация удалённой работы

С помощью IP-телефонии можно работать полностью удаленно, так как нет необходимости в аппаратном обеспечении. Сотрудники могут находиться в любом месте земного шара, при этом их деятельность контролируется с помощью таких функций АТС, как запись телефонных звонков или мониторинг работы агентов.

  • Расширенные функции для бизнеса

IP-телефония способна полностью изменить способ общения с клиентами благодаря набору передовых функций АТС. Среди них — роботизированное голосовое меню IVR с распознаванием запросов клиентов, ведение статистики звонков, отслеживание клиентской истории, создание настраиваемых тегов звонков прямо во время разговора. Автоматический перезвон заботится о том, чтобы ни один звонок не остался без ответа, а голосовые роботы могут эффективно заменять живых консультантов как при приёме входящих звонков, так и на исходящем обзвоне.

Заключение

Интернет-телефония может быть полезна компаниям любого размера и из любой сферы деятельности. С её помощью можно сделать имеющуюся корпоративную связь более современной или быстро выстроить телефонизацию с нуля. 

При правильно выстроенной стратегии IP-телефония может увеличить прибыль компании, сократить расходы и обойти менее технически продвинутых конкурентов.

Корпоративный блог MCN Telecom