Что такое IP-телефония?
Традиционная телефония, включающая стационарную, а позднее и мобильную связь, позволяет передавать информацию на расстоянии, однако имеет недостатки — высокая стоимость международных звонков и ограниченный набор функций для бизнеса.
Использование же интернет-телефонии может сделать связь дешевле, а функциональность АТС — шире. Всё, что требуется для старта работы, это стабильное и достаточно быстрое интернет-соединение и надежный провайдер услуг IP-связи.
Рассмотрим, что такое IP-телефония и как она появилась, как работает связь по интернету, в чем разница между IP- и VoIP-связью, какие протоколы используются в работе и для чего такая связь нужна бизнесу.
История появления IP-телефонии
IP-телефония появилась на рынке как полноценный продукт в 1995 году, когда израильская компания Vocaltec Inc. разработала InternetPhone. Это приложение позволяло совершать звонки с компьютера на компьютер.
В 1998 году некоторые предприниматели уже начали продавать услуги IP-телефонии. Решения, которые они предлагали, включали в себя возможность звонить с компьютера на телефон и с телефона на телефон. С этого момента IP-телефонию начали интегрировать в телефонную сеть общего пользования (ТФОП).
IP-телефония позиционировалась в качестве бесплатной связи по всему миру, поэтому бизнес и частные пользователи заинтересовались продуктом и сразу же оценили экономию на междугородних и международных звонках. В начале каждого звонка звонящий должен был прослушать серию рекламных объявлений, чтобы начать разговор.
Оборудование, необходимое для звонков через интернет, также появилось в 1998 году, когда несколько производителей IP-коммутаторов добавили возможность осуществлять звонки по протоколу VoIP в качестве стандартной опции в маршрутизаторах.
Несмотря на то, что 1998 год стал настоящим прорывом, VOIP-звонки к началу 1999 года ещё не составили и 1% от всех голосовых звонков. К 2000 году эта цифра выросла до 3%, а к 2003 году на долю IP-телефонии уже приходилось до 25%.
По состоянию на 2023 год треть всех офисов в США использует интернет-телефонию. В России этот вид связи пока не так распространён, хотя и показывает высокие темпы роста в последние годы.
Как работает IP-телефония?
IP-телефония — это общий термин для технологий, продуктов и услуг, которые используют соединение по интернет-протоколу и принцип коммутации пакетов. К их числу относятся голосовые вызовы, голосовая почта, видеозвонки, видеоконференции и обмен мгновенными сообщениями.
Традиционно голосовые коммуникации осуществлялись по телефонной сети общего пользования в виде аналоговых сигналов, то есть голос передавался по проводам практически в неизменном виде, что обеспечивало высокое качество сигнала, но требовало прокладки кабелей до конечных абонентов.
В случае IP-телефонии голосовые сигналы путешествуют в виде пакетов оцифрованных данных от одного устройства, подключенного к интернету, к другому, и при этом физическое подключение по оптоволоконным линиям необязательно, может быть достаточно и мобильного интернета.
Система интернет-телефонии работает с использованием серверов и IP-АТС, которые могут быть физическими или виртуальными (облачными). Именно IP-АТС обеспечивают коммутацию, или распределение звонков, организацию внутренней нумерации и управление вызовами. Их также можно интегрировать с системами клиентского учёта и другими офисными программами.
Также возможна интеграция классической телефонной связи и интернет-телефонии, которая осуществляется через специальные переходники для АТС — шлюзы. Многие компании предпочитают использовать именно этот вариант, чтобы экономить на междугородних и международных звонках с помощью связи по интернету и обеспечить стабильную внутреннюю связь, не зависящую от качества интернет-соединения, например, между удалёнными корпусами предприятия.
Что такое SIP-, VoIP- и IP-телефония?
SIP- телефония, VoIP-телефония и IP-телефония — эти понятия используют, когда говорят о телефонной связи через интернет. Разберём, чем они отличаются друг от друга.
- IP-телефония — это самое широкое понятие из всех трёх. Этим термином обозначают связь с использованием интернет-протокола (Internet Protocol, IP). Согласно нему, пакеты данных перемещаются от одного идентификатора (интернет-адреса) к другому. Помимо голосовых сигналов интернет-протокол может передавать сигналы для факса, текстовые сообщения, видеосигналы и другие данные.
- VoIP-телефония предназначена для передачи голоса по интернету. VoIP-протокол — это транспортный протокол для передачи цифровых голосовых сигналов, который используется в приложениях для онлайн-звонков и голосовой почте. Можно сказать, что VoIP является подкатегорией IP-телефонии.
- SIP- телефония, в свою очередь, является разновидностью VoIP-телефонии — и, соответственно, подкатегорией IP-телефонии. SIP-протокол регулирует сеансы связи, работая как бы «поверх» VoIP-протокола. Помимо голосовых сигналов SIP-связь позволяет обрабатывать видео и другие типы данных, а также с её помощью можно подключаться к телефонным сетям общего пользования — через виртуальные каналы, или SIP-транки.
6 наиболее часто используемых протоколов в IP-телефонии
Мы уже отчасти затронули тему протоколов, которые регулируют передачу данных в интернете от момента их отправки с одного пользовательского устройства и получения на другом. Какие именно протоколы используют при организации IP-телефонии в каждом конкретном случае, зависит от характеристик телефонной системы, а также от поставщика услуг связи.
- SIP
SIP — аббревиатура от Session Initiation Protocol — это сигнальный протокол, используемый для установления сеанса связи между двумя или более участниками, внесения изменений в сессию и, в конечном итоге, её прекращения.
SIP-протокол основан на текстовых запросах, а механизм запроса-ответа делает процесс устранения неполадок более простым. Роль запросов заключается в идентификации участников звонка и способа связи по IP-сети.
После завершения обмена инициирующими сеанс сообщениями связь осуществляется с помощью других протоколов.
- H.323
Как и SIP, протокол H.323 был разработан для настройки, управления и завершения медиа сеанса. Он появился немного раньше и в целом определил устройство базовой модели вызова, однако его серьёзный недостаток в том, что это двоичный протокол, что делает его более технически сложным. Так как для его работы требуется больше времени, в итоге H.323 был почти полностью заменен SIP.
- RTR
RTP (Real Time Protocol) — это протокол для передачи данных в режиме реального времени. Он используется в основном на развлекательных и коммуникационных платформах, таких как сервисы потоковых видео, приложения для видеоконференций, телевизионные услуги, а также в телефонии.
RTP используется в сочетании с SIP-протоколом, который помогает в настройке соединения с сервером.
- RTCP
RTCP расшифровывается как Real-Time Transport Control Protocol — протокол для контроля передачи данных в режиме реального времени. Он работает рука об руку с RTP: в то время как RTP передает медиапоток, RTCP отслеживает статистику передачи и качество передачи данных — QoS.
В то время как RTP доставляет фактические данные, RTCP отправляет контролирующие запросы участникам сеанса связи. Его основная функция заключается в сборе и предоставлении обратной связи о качестве услуг, поставляемых RTP.
- SRTP
Протокол SRTP обеспечивает безопасность передачи данных в режиме реального времени. Он был создан в 2004 году в качестве расширения профиля RTP.
SRTP использует методы безопасности — аутентификацию и шифрование — для минимизации рисков атак. Функции SRTP являются необязательными, их можно использовать по мере необходимости. Этот протокол является гибким и легко адаптируется к новым алгоритмам шифрования.
- SDP
Session Description Protocol, или протокол описания сеанса, — это стандарт определения типа мультимедийных сеансов. Он обычно используется в потоковых видеоконференциях и VoIP-приложениях.
В процессе настройки сеанса участвуют две конечные точки. Каждая из них отправляет запросы по SDP, чтобы проинформировать другого о своих спецификациях и согласовать набор совместимых параметров для обмена медиа.
5 преимуществ IP-телефонии
IP-телефония понемногу захватывает телекоммуникационный рынок, так как всё больше компаний и частных лиц сравнивают интернет-телефонию с другими способами связи и делают выбор в её пользу.
Давайте посмотрим на наиболее значительные преимущества IP-телефонии.
- Невысокая стоимость связи
Как уже упоминалось, для использования технологии IP-телефонии вместо традиционных телефонных систем нужно лишь иметь доступ к Интернету.
Это помогает сократить расходы на оборудование и плату за телефонные звонки, кроме того между абонентами корпоративной сети разговоры могут быть бесплатны. Таким образом, переход на IP-телефонию может сэкономить до 60% по сравнению с другими видами связи.
- Простая интеграция с CRM
Используя IP-телефонию, вы можете интегрировать ее с существующими бизнес-приложениями, объединяя данные из CRM, системы электронной коммерции, системы управления сайтом и другими каналами связи.
Возможность централизации данных обеспечивает более эффективное обслуживание клиентов, повышая их удовлетворенность и снижая нагрузку на персонал.
- Легкая масштабируемость
В отличие от традиционных аналоговых телефонных систем, IP-телефония более гибкая. Вы можете быстро и легко добавлять новые линии или отключать ненужные через онлайн-интерфейс без специальных технических навыков. Для добавления номеров, в том числе городских, не нужно прокладывать телефонные кабели или увеличивать скорость интернета.
- Организация удалённой работы
С помощью IP-телефонии можно работать полностью удаленно, так как нет необходимости в аппаратном обеспечении. Сотрудники могут находиться в любом месте земного шара, при этом их деятельность контролируется с помощью таких функций АТС, как запись телефонных звонков или мониторинг работы агентов.
- Расширенные функции для бизнеса
IP-телефония способна полностью изменить способ общения с клиентами благодаря набору передовых функций АТС. Среди них — роботизированное голосовое меню IVR с распознаванием запросов клиентов, ведение статистики звонков, отслеживание клиентской истории, создание настраиваемых тегов звонков прямо во время разговора. Автоматический перезвон заботится о том, чтобы ни один звонок не остался без ответа, а голосовые роботы могут эффективно заменять живых консультантов как при приёме входящих звонков, так и на исходящем обзвоне.
Заключение
Интернет-телефония может быть полезна компаниям любого размера и из любой сферы деятельности. С её помощью можно сделать имеющуюся корпоративную связь более современной или быстро выстроить телефонизацию с нуля.
При правильно выстроенной стратегии IP-телефония может увеличить прибыль компании, сократить расходы и обойти менее технически продвинутых конкурентов.