Что такое IoT?
Интернет вещей, или IoT, представляет собой сеть взаимосвязанных устройств, которые обмениваются данными с помощью облака, контроллера во внутренней сети либо путем последовательного общения друг с другом.
Умные вещи широко используются и в бизнесе и в повседневной жизни — ими могут быть предметы домашнего обихода, медицинские устройства, промышленная техника, транспортные средства.
Рассмотрим, как именно работают устройства IoT, какую пользу приносят потребителям и бизнесу, а также к каким проблемам может привести применение умных вещей.
Как работает IoT?
Умные вещи функционируют путем сбора данных из датчиков, встроенных в устройства IoT, которые затем передаются через шлюз IoT для анализа приложением или серверной системой.
В любой экосистеме IoT есть четыре ключевых элемента:
Датчики и системы передачи данных
В умных вещах используются встроенные процессоры, датчики и коммуникационное оборудование для сбора, отправки и действий с данными, собранными устройством.
- Обмен данными между устройствами
Устройства IoT обмениваются данными путем подключения к шлюзу IoT, который действует как центральный хаб. Перед тем, как данные будут переданы, они также могут быть отправлены на граничное устройство, где они анализируются локально.
- Системы анализа данных
Анализ данных локально уменьшает объем данных, отправляемых в облако, что сводит к минимуму использование полосы пропускания. Устройства совершают большую часть работы без вмешательства человека, хотя люди могут взаимодействовать с устройствами. Например, они могут настроить их, дать инструкции или получить доступ к данным. IoT также может использовать искусственный интеллект и машинное обучение, чтобы упростить и ускорить процесс анализа данных.
- Интерфейс пользователя
Пользовательский интерфейс (UI) обычно используется для управления устройствами IoT. Например, в личном кабинете на сайт или в мобильном приложении можно регистровать смарт-устройства, управлять ими и контролировать их работу.
Особенности использования IoT
IoT упрощает работу и жизнь людей. Например, когда человек приезжает домой, его машина связывается с гаражом, чтобы открыть дверь, система отопления меняет температуру, включается предустановленный режим освещения
Помимо использования в быту IoT применяется в бизнесе. Умные системы предоставляют данные в режиме реального времени о том, как работают системы, оповещая о сбоях или регистрируя местонахождение техники.
IoT позволяет машинам выполнять рутинные задачи без вмешательства или с минимальным участием человека. Компании автоматизируют процессы, снижают затраты на рабочую силу и улучшают сервис. IoT помогает сделать производство и доставку товаров дешевле и обеспечивает прозрачность транзакций с клиентами.
Преимущества технологии IoT
Некоторые плюсы IoT специфичны для одной отрасли, в то время как другие отмечают в компаниях с самой разной спецификой. Среди них выделяют следующие:
- Мгновенный доступ к данным
IoT обеспечивает легкий доступ к информации из любого места в любое время на любом устройстве. Например, IoT повышает доступность информации благодаря поставке данных в режиме реального времени и оповещениям в случае проблем.
- Взаимодействие устройств
Например, когда датчик движения в экосистеме умного дома обнаруживает активность у входной двери, он связывается с интеллектуальной системой освещения для включения подсветки. Обмен данными между устройствами помогает расширять возможности экосистемы IoT и экономить ресурсы.
- Экономия времени и денег
IoT позволяет передавать пакеты данных по подключенной сети, что может сэкономить время и деньги. Прогностическое обслуживание в промышленных условиях является еще одним хорошим примером этого. Датчики IoT, установленные на оборудовании, постоянно отслеживают такие параметры, как температура, вибрация и условия эксплуатации в режиме реального времени. Данные, собранные с этих датчиков, анализируются с использованием алгоритмов машинного обучения для обнаружения моделей, которые показывают потенциальные недостатки или ухудшение производительности, что помогает сэкономить как время, так и деньги.
- Оптимизация логистических цепочек
Данные IoT могут быть использованы для оптимизации процессов цепочки поставок и управления складскими операциями, что позволяет производителям сократить расходы и повысить удовлетворенность клиентов. Отслеживая товары и материалы в режиме реального времени, производители оптимизировать логистические операции и улучшают показатели использования складских площадей.
- Автоматизация процессов
Устройства IoT автоматизируют задачи для повышения качества услуг и снижают потребность в вмешательстве человека. Например, в сельском хозяйстве ирригационные системы с поддержкой IoT автоматически регулируют графики полива
на основе уровня влажности почвы, прогнозов погоды и требований к урожаям.
- Повышение качества обслуживания
На основе технологий IoT разрабатывают персонализированные продукты и услуги с учетом индивидуальных предпочтений и потребностей. Устройства умного дома, мобильные технологии и персонализированные рекомендации в розничной торговле являются примерами того, как IoT участвует в улучшении качества обслуживания клиентов.
- Гибкость и масштабируемость
Экосистемы IoT обладают возможностями для легкого масштабирования в соответствии с меняющимися потребностями бизнеса. Добавление новых устройств, расширение функционала, интеграция с другими системами — технологии IoT обеспечивают различные варианты развития комплекса услуг в соответствии с меняющимися бизнес-требованиями.
- Повышение эффективности решений
IoT генерирует огромные объемы данных, которые можно проанализировать для получения ценной информации об операциях, поведении потребителей и тенденциях рынка. Используя и анализируя большие данные, предприятия оптимизируют процессы и выявляют новые возможности для увеличения дохода.
Недостатки технологии IoT
Наряду с различными преимуществами, IoT имеет потенциальные недостатки, включая следующие:
- Проблемы безопасности
С увеличением количества подключенных устройств IoT увеличивается поверхность атаки. По мере того, как все больше информации передается между устройствами, возрастает вероятность того, что может произойти утечка конфиденциальной информации, если они обмениваются данными через облако.
Если же имеется прямое подключение к контроллеру на выделенном IP через VPN, то вероятность утечки данных зависит от установленного на шлюзе локальной сети охранного ПО.
- Сложное управление
Управление устройствами становится все более сложным по мере разрастания экосистемы. Организациям, использующим технологию, приходится иметь дело с огромным количеством IoT-устройств, и сбор и управление данными со всех этих устройств может быть затруднено.
- Проблемы совместимости
На данный момент не существует единого международного стандарта совместимости для устройств IoT, что приводит к фрагментации рынка. Распространение разнообразных платформ, протоколов и стандартов IoT препятствует интеграции между различными устройствами и экосистемами.
- Сокращение рабочих мест
Из-за снижения вмешательства человека в различные задачи, IoT приводит к сокращению рабочих мест для низкоквалифицированных сотрудников. Например, автоматизация части задач по инвентаризации на складах снижает потребность в ручном труде, что приводит к снижению спроса на складских рабочих и сокращению штатных единиц.
- Проблема соответствия юридическим нормам
С распространением IoT-устройств увеличивается число законов, регламентирующих эту сферу. Предприятия должны соблюдать различные правила защиты данных, конфиденциальности и кибербезопасности, которые ведут к увеличению расходов на обслуживание подобных систем.
Итак, устройства IoT автоматизируют выполнение рутинных действий и операций, экономя время и деньги, с другой — нуждаются в дополнительном контроле. Несмотря на существующие сложности в использовании технологии, интернет вещей будет неизбежно все глубже проникать в повседневную жизнь людей и различные сферы бизнеса и производства.