Вопрос сетевой нейтральности в России пока остается открытым.
Рынок ждет обнародования проекта Инфокоммуникационного кодекса, который должен заменить устаревший Закон «О связи» и разрешить, по предварительным данным, операторам менять скорость доступа к разным сайтам |
---|
Профессиональное сообщество связистов в России начало обсуждать вопросы открытого и недискриминационного использования интернета для распространения информации и получения доступа к ней, а также к услугам и сервисам в конце 2000-х–начале 2010-х. Интеллектуальным центром для дискуссий представителей ведущих операторов связи, обеспокоенных ростом трафика цифрового контента в телекоммуникационных сетях, с представителями крупных информационных ресурсов и поставщиками OTT-сервисов, стала рабочая группа по разработке принципов «сетевой нейтральности» при Экспертном совете по вопросам связи Федеральной антимонопольной службе (ФАС)1.
Начиная с 2011 года участники рабочей группы анализировали, во-первых, как обеспечивается право пользователей интернета на доступ к легальному контенту и сервисам, во-вторых, созданы ли в стране равные условия для распространения в Сети информации, сервисов и приложений и, в-третьих, допустимо ли с точки зрения принципа «сетевой нейтральности» управление операторами трафиком.
При этом, поскольку право пользователей на получение и передачу законного контента гарантировано Конституцией РФ (ст. 29), а также Законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а все нарушения равных условий для веб-ресурсов и сервисов подпадают под действие антимонопольного законодательства, самым дискуссионным оказался третий вопрос. В итоге была выработана позиция, согласно которой управление трафиком со стороны операторов связи допустимо только в том случае, когда оно необходимо для предоставления потребителям услуг с заданным уровнем качества.
Результатом публичного обсуждения в профессиональном и бизнес-сообществах, продолжавшегося до февраля 2016 года, стал так называемый «Базовый документ по сетевой нейтральности». В тексте, в пользу которого рабочая группа в ФАС отказалась от подготовки поправок в Закон «О связи», дается определение принципов сетевой нейтральности. Под ними понимаются «условия взаимодействия конечных пользователей, поставщиков контента, приложений и услуг и операторов связи, обеспечивающие открытое и недискриминационное использование сети Интернет для распространения и получения доступа к информации и услугам». Кроме того, приводятся меры, направленные на их обеспечение и, в конечном счете, на развитие добросовестной конкуренции всех участников рынка2.
В мае 2017 года, встречаясь с зарубежными инвесторами по вопросам развития российского рынка телекоммуникаций и интернета, заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин отметил3, что следование принципам сетевой нейтральности, согласованным со всеми стейкхолдерами, обеспечивает инвестиционную привлекательность отрасли телекоммуникаций и интернета, а также внедрение инноваций и эффективную конкуренцию. Положительно, по его словам, на инвестиционной привлекательности сказывается предпочтение мер по развитию конкуренции операторов с поставщиками контента, включая OTT-сервисы, мерам прямого регулирования их отношений.
Впрочем, по сообщениям СМИ, принцип сетевой нейтральности все же планируется законодательно закрепить в Инфокоммуникационном кодексе – новой концепции регулирования отрасли связи в России на ближайшие годы, разработкой которого сейчас занимается Медиакоммуникационный Союз (МКС). Эта организация объединяет операторов связи и провайдеров услуг ШПД, а также производителей ТВ- и интернет-контента4. Документ разрабатывается в противовес Закона «О связи» №126-ФЗ от 07.07.2003 года для преодоления отставания законодательства от потребностей рынка.
Поскольку кодекс еще не вынесен на обсуждение профессионального сообщества, сведения о том, как решается в нем судьба принципов сетевой нейтральности, противоречивы. Так, в феврале этого года источник «Ъ» рассказал, что вопрос возможности изменения подхода к регулированию «сетевого нейтралитета» подняли провайдеры. Позднее, в марте, это же издание сообщило, что в Инфокоммуникационном кодексе, напротив, предлагается законодательно закрепить фактически действующий сегодня принцип сетевой нейтральности5. Правда, для этого, признают разработчики концепции, им еще предстоит проработать вопросы управления трафиком при авариях в Сети, а также возможность замедления определенных типов трафика, в частности p2p, сетевого протокола, на котором работают пользовательские файлообменники и торрент-трекеры.
Впрочем, ждать осталось недолго. Ожидается, что весной проект Инфокоммуникационого кодекса начнут обсуждать компании, не входящие в МКС, и что таким образом документ станет достоянием широкой профессиональной общественности.
Мнение редакции TelcoJournal: Если сетевой нейтралитет в России будет нарушаться, то контент-провайдеры разделяться на две группы. Игроки из первой группы будут доплачивать интерент-провайдерам и иметь премиальную доступность в любых сетях и на требуемых скоростях. Участники из второй группы будут получать доступ в сетях по остаточному принципу, что будет ограничивать новых контент-провайдеров в развитии и конкуренцию в отрасли. |
---|
1. https://fas.gov.ru/news/10012
2. https://www.kommersant.ru/doc/3539625
3. https://fas.gov.ru/news/1708
4. https://www.rbc.ru/technology_and_media/23/01/2018/5a66091f9a79473f3441723c