Одной из наиболее распространенных афер на сегодня является мошенничество по телефону. Чтобы не попасться в ловушку преступников, нужно знать какими уловками они пользуются и как правильно вести себя в случае если вы не уверенны, с кем именно имеете дело.
Как появилось мошенничество по телефону?
Телефонные аферы появились почти так же давно, как и первые стационарные телефоны, тогда от рук мошенников страдали только их владельцы, которых было не так много. Диапазон воздействия расширился с появлением и популяризацией мобильных.
Новые технологии заметно упростили жизнь мошенникам. С их помощью аферисты получили возможность заниматься преступной деятельностью даже находясь за решеткой. Не смотря на обыски и пристальное внимание охраны, некоторым удается получить доступ к мобильной связи.
Почему бы не использовать так называемые «глушилки» в местах лишения свободы, спросите вы? Ответ прост, это возможно сделать не везде, так как GSM-глушители мобильной связи не могут покрывать маленькие участки. Они заглушают достаточно большие территории, поэтому если место лишения свободы находиться недалеко от населенного пункта, установка такого устройства будет невозможна.
Стандартные уловки
Так как мы говорим о мошенничествах, связанных именно с банкингом, сконцентрируемся на них. Преступники активно пользуются как СМС, так и телефонными звонками.
Распознать СМС мошенничество не трудно. Уловки с родственниками, попавшими в беду или предлагающие сомнительную выгоду (500 тысяч рублей за ответ на пару вопросов, огромный выигрыш итд.) уже на вряд ли возымеют на вас эффект, чего нельзя сказать об СМС от банка с информацией о том, что ваша карта заблокирована. Такое сообщение может прийти с, на первый взгляд, знакомого номера, к примеру 9-00 сбербанка. Здесь нужно обратить внимание на последние 2 цифры, злоумышленники заменяют их на буквы, так смс от преступника будет выглядеть как 9-ОО, а от банка 9-00.
Так же нужно проверять, не начинается ли новый чат с уже знакомым номером вашего банка. Если в листе сообщений вы видите 2 чата с одинаковым номером, то вас пытаются обмануть.
Перейдем к звонкам, трюк с заблокированной картой так же популярен в этом роде мошенничества. На что нужно обратить внимание в таком случае?
Во-первых, у вас не должны спрашивать номер карты, СVV, срок действия карты. Сотрудникам банков и так известны все эти данные, при разговоре с клиентом они высвечиваются на мониторе. Поэтому, если «банковский работник» расспрашивает вас о данных банковской карты, вешайте трубку.
8-800 или номер из Бангладеш?
Не зря мы поместили два этих понятия в один раздел. Что же у них общего? Все и ничего.
8-800- это такой тип телефонного вызова, который является бесплатным для человека, совершающего звонок. Но причем здесь Бангладеш?
Всем известно, что у каждой страны мира есть свой уникальный телефонный код, у Бангладеш это 880, что очень напоминает начало номеров крупных банков и копаний в России, если добавить 0.
Бангладешские номера- прекрасная возможность усыпить ваше внимание, так как на первый взгляд все и правда соответствует действительности. Но есть важное отличие, которое заключается в знаке в начале номера, с которого вам поступает звонок.
Если вам звонит банк, то он будет использовать код для звонков внутри России и номер будет выглядеть так- 8-800-234-46-89(пример). Если же звонок поступает от злоумышленника с Бангладешским номером, то номер телефона будет начинаться иначе и иметь следующий вид+8-800-025-43-55(пример), необходимый для связи за пределами РФ.
Если вы запутаетесь в кодах стран, есть еще один способ удостовериться в том, кто вам звонит. Для этого достаточно просто посмотреть номер телефона банка, указанный на обратной стороне вашей банковской карты.
Надеемся, что вам не придется столкнуться с аферистами. Еще больше лайфхаков и новостей из сферы ИТ вы сможете найти в нашем интернет-издании TelcoJournal.