В соответствии с новыми требованиями, которые вступили в силу 1 июня 2018 года, мобильные операторы должны проводить проверку достоверности сведений о всех своих абонентах. При этом они могут использовать государственные информационные системы, а также приглашать пользователя лично в офис с паспортом.
Если абонент не подтвердит данные, указанные в договоре, оказание услуг мобильной связи будет приостановлено, то есть номер попросту заблокируют.
Пропавшие без вести
Процедура идентификации не вызовет сложностей у абонентов, с которыми оператор заключил договор официально. Однако есть категория пользователей, и их в России достаточно много (по некоторым оценкам – до 20% всей абонентской базы), SIM-карта которых оформлена на другого человека.
Например, молодой человек подарил карту девушке, они уже давно не общаются, и дальнейшая его судьба ей неизвестна. Но девушка продолжает пользоваться этим номером и менять его не собирается. Или другой часто встречающийся вариант, так называемая перекрестная регистрация SIM-карт членов одной семьи друг на друга (картой, зарегистрированной на мужа, пользуется жена, а карты детей зарегистрированы на сестру тещи и т.д.).
«В такой ситуации абоненту нужно прийти в офис оператора связи и объяснить, что он пользуется этой SIM-картой давно, и не хочет с ней расставаться», – рассказывает исполнительный директор «Центра цифровых прав» Денис Лукаш. Закон дает возможность абоненту, давно использующему номер, авторизоваться легально. А оператор связи не вправе ему отказать в этом.
В этом случае у оператора есть 15 суток на то, чтобы подтвердить или опровергнуть данные о пользователе. Если данные не будут подтверждены, Роскомнадзор предписывает оператору блокировать такую SIM-карту.
Выйти из сумрака
«Большая четверка» операторов связи разместила на официальных сайтах подробные инструкции для пользователей, которые хотят переоформить SIM-карту на себя.
Операторы рекомендуют обратиться в офис с действующей SIM-картой и паспортом для прохождения идентификации реального пользователя номера. Нужно предоставить данные:
-ФИО
-дата и место рождения
-документ, удостоверяющий личность – паспорт
Личный опыт
На практике идентификация абонента Билайна заняла сутки: у него забрали старую SIM и взамен дали новую «чистую» карту. Заполнив анкету и внеся всю идентификационную информацию, оператор приступил к ее проверке. На это ему потребовалось 24 часа, в течение которых SIM-карта была неактивна. Далее, выяснив, что все данные достоверны, оператор активировал SIM-карту.