На фоне общего снижения темпов роста доходов от традиционных услуг мобильной связи, таких как телефония и интернет, операторам приходится осваивать новые ниши. Одним из таких перспективных рынков является интернет вещей (IoT).
В свою очередь, появление технологии IoT поставило перед MVNO ряд вопросов. Надо ли виртуальным мобильным операторам реализовывать технологию интернета вещей на своих сетях? Стоит ли им ждать, когда рынок IoT достигнет зрелости и появятся удачные бизнес-кейсы? И, главное, смогут ли они монетизировать IoT?
В результате опроса, проведенного TMForum – международной организации, которая занимается вопросами развития и оптимизации бизнеса операторов связи – эксперты отрасли пришли к единому мнению: сейчас именно то время, когда MVNO стоит задуматься о реализации IoT, ждать больше нельзя.
«IoT больше не является новаторской концепцией, именно тот, кто первым будет инвестировать в проекты, и сможет заработать», – полагает Тханди Даменет (Thandi Damenet), участник TMForum. По его словам, потенциал глобального рынка интернета-вещей составляет около 2 млрд долл.
Инновационные подходы
Вовлечение MVNE (посредников между сотовыми операторами и MVNO) позволяет виртуальным мобильным операторам освоить перспективные ниши, к которым относится IoT, гораздо быстрее и эффективнее.
На рынке уже есть несколько операторов MVNE, которые реализуют IoT проекты и видят большой потенциал в этом.
Например, компания Plintron, являющаяся крупнейшим международным провайдером и агрегатором мобильной виртуальной сети (MVNE/MVNA), запустила IoT проект еще в 2016 году и наблюдает повышенный интерес к этой технологии среди MVNO во всем мире.
«IoT – это быстрорастущий сегмент рынка, который предполагает инновационные подходы. Благодаря своей динамичности, интернет вещей как новое направление бизнеса идеально подходит MVNO, которые привыкли к ценовой конкуренции, постоянному изменению потребительских предпочтений, а также регуляторному давлению», – продолжает Жак Бонифай (Jacque Bonifay) из глобального MVNE Transatel.
По его словам, этот оператор запустил три коммерчески успешных проекта, один из которых был реализован совместно с компанией Microsoft (обеспечение постоянной связи между ноутбуками и планшетами).
Формула успеха
Эксперты из TMForum считают, что IoT сначала «выстрелит» на зрелых рынках США, Европы, Юго-Восточной Азии и Китая. При этом стратегия продвижения IoT будет в каждой стране отличаться. Более того, традиционное ценообразование как совокупность различных опций, в IoT работать не будет.
«IoT – совершенно другой рынок, значительно сложнее и фрагментированнее, чем голосовые услуги и передача данных. Большинство финансовых возможностей будет лежать в плоскости B2B, а не B2C. И главная задача MVNO – «завоевать место под солнцем» в цепочке создания стоимости», – уверен Дэвид Трейнор (David Traynor) из компании Aspider-NGI.
Тем не менее, именно MVNO как наиболее гибкие игроки телекоммуникационного рынка, смогут удовлетворить спрос на интернет вещей, предоставляя быструю и недорогую связь, а также инновационные решения.