О преимуществах встроенной SIM-карты (eSIM) наслышаны многие: технология обещает революцию во всех сегментах телеком рынка, начиная от смартфонов и заканчивая IoT-устройствами.
Несмотря на то, что рынок eSIM молодой и только формируется, уже есть первые опыты реализации. Так, в прошлом году Google Pixel 2 стал первым смартфоном с eSIM, который предлагал виртуальный оператор Project Fi в США.
Технологию реализуют и другие крупнейшие производители смартфонов: Apple встраивает eSim на некоторых своих iPad и iWatch, не отстает и Samsung. Поэтому эксперты полагают, что широкое внедрение этой технологии – это вопрос ближайшего будущего.
Свинцовые тучи
Однако eSIM может стать потенциальной угрозой для мобильных операторов. Эта технология полностью разрушит традиционные отношения между операторами и абонентами, поскольку первые привыкли реализовывать свои услуги через розничные сети и салоны связи.
Если у пользователя будет возможность динамически выбирать оператора, не привязываясь к конкретному – станет ли он посещать салоны связи? Навряд ли. Абонент с легкостью «изменит» своему мобильному оператору, например, с MVNO или другим сотовым оператором.
«Мобильные операторы, реализовывая «физические» SIM-карты, в течении долгих лет зарабатывали на этом, и это был уверенный источник дохода», – рассказывает Уолли Суэйн (Wally Swain), аналитик компании 451 Research. По его словам, абоненты смогут покупать телефон со встроенной SIM-картой напрямую у производителей абонентских терминалов, минуя операторов. И это является настоящим вызовом для мобильных игроков рынка.
Тем не менее, не все мобильные игроки считают eSIM угрозой для своего бизнеса. Например, Филипп Лукас (Philippe Lucas) из Orange невозмутим: «С точки зрения оператора мобильной связи, eSIM просто переведет отношения с пользователями на новый уровень – цифровой», – уверен он. Он не думает, что цифровая розница «канет в Лету», и многие пользователи продолжат покупать мобильные телефоны через салоны связи или заказывать услуги онлайн.
Преимущества и барьеры
Для виртуальных операторов технология eSIM откроет новые возможности для роста.
При поездках за рубежом пользователи легко смогут переключаться на виртуального оператора, предлагающего более выгодные тарифы по сравнению с «домашним» оператором связи.
Важно, что eSIM позволяет хранить несколько профилей операторов на одном терминале. Поэтому вопрос переключения с одного оператора на другого занимает несколько секунд. Таким образом, абоненты-путешественники – это еще одна интересная целевая аудитория для MVNO.
Еще один важный аспект eSIM – это информационная безопасность. Поскольку технология позволит мобильным устройствам легко переключаться из одной сети в другую, это значительно повысит вероятность и сложность хакерских атак на сети.
В 2019 году появятся первые eSIM терминалы на рынке. Эксперты полагают, что на первоначальном этапе абонентские устройства будут оснащены как eSIM, так и классической SIM-картой.
Сейчас ассоциация GSMA завершает третий этап подготовки спецификаций для eSIM. Он включает в себя такие области, как API, а также удаленное и корпоративное управление. Процесс должен быть закончен к концу 2018 года. Ждать осталось недолго!