Стоит ли операторам объединять усилия при строительстве сетей пятого поколения?
Недавно в США мобильные операторы выступили с инициативой: сети 5G должны строиться при активной поддержке правительства. Отчасти эта инициатива была обусловлена снижением рисков шпионажа со стороны китайских производителей сетевого оборудования. Однако, основная причина – это стоимость развертывания общенациональной сети 5G. Она неоправданно высока по сравнению с потенциальной прибылью, которую может получить каждый из мобильных операторов по отдельности.
Сети предыдущего поколения мобильной связи (4G, LTE) каждый оператор строил самостоятельно. Хотя в мировой практике и есть кейсы совместного использования или аренды антенно-мачтовых сооружений и башен, по большей части операторы являются владельцами сетевой инфраструктуры 4G.
Строительство 5G связано с высокими капитальными затратами, поскольку количество сот на 1 квадратный км должно быть существенно увеличено, для того, чтобы обеспечить высокие скорости передачи данных и низкую задержку сигнала.
Ты – мне, я – тебе
Эксперты полагают, что несмотря на то, что стандарты 5G все еще находятся в разработке, удачные бизнес-кейсы будут основаны на совместном использовании инфраструктуры: как активной, так и пассивной ее части.
В случае, если правительство не возьмет на себя большую часть затрат на развертывание 5G, операторы будут вынуждены обмениваться башенными ресурсами, сетями радиодоступа, а также транспортными сетями. Если этот сценарий будет реализован, то операторы больше не смогут конкурировать по базовым услугам связи и их качеству, поскольку они будут у всех одинаковыми. Конкуренция будет лежать в плоскости цифровых услуг с добавленной ценностью.
От общественного – к частному
Если сети у мобильных операторов будут общими, то как именно они смогут дифференцировать свои услуги и привлечь абонентов?
По мнению управляющего директора Pioneer Consulting Asia Вирата Пателя (Virat Patel), который занимается исследованиями совместного использования сетей в эпоху 5G, телекоммуникационные компании должны применять новейшие технологии, чтобы предлагать услуги исходя из постоянно меняющегося потребительского спроса.
Одной из таких технологий является так называемые цифровые экосистемные приложения. Первым приложением такого рода на рынке стал Wechat. С помощью всего одного приложения пользователь может управлять своими ежедневными потребностями, начиная от голосовой связи и обмена сообщениями и заканчивая заказом такси, продуктов питания и оплатой платежей. Надежное приложение и сильная партнерская сеть позволит мобильным операторам повысить лояльность существующих клиентов, а также продавать им дополнительные услуги.
Следующая «технология успеха» – это видео сервисы. Если сегодня телеком компании конкурируют с OTT-сервисами и даже пытаются с ними бороться, то в эпоху 5G ситуация может кардинально поменяться. Если оператор предложит платформу-агрегатор контента, на которой будут собраны различные OTT-приложения, то в качестве биллинга он сможет использовать свой собственный – что станет дополнительным источником роста.
Важно, что все эти технологии не являются взаимоисключающими: цифровые экосистемные приложения могут включать в себя видео сервисы, которые, в свою очередь, используют искусственный интеллект и др.
Ключ к успеху мобильных операторов в эпоху 5G – успешное сотрудничество (коллаборация) с другими телекоммуникационными компаниями в части инфраструктуры, а также новыми цифровыми игроками, предлагающими инновационные сервисы.