Чат-бот для образовательной организации: опыт внедрения и использования

Современные технологии проникают в сферу образования, трансформируя традиционные методы обучения и облегчая работу специалистов. Внедрение решений на основе ИИ, таких как умные чат-боты, помогает совершенствовать образовательные процессы, например, создавать развивающие программы без длительной разработки.

Использовать чат-ботов решил инновационный учебно-методический центр, аккредитованный Министерством образования РФ. Чтобы воплотить в жизнь свои идеи, специалисты обратились в MCN Telecom, и вот что из этого получилось.

Особенности клиента

Наш клиент — это образовательная организация, работающая по всей стране в тесном сотрудничестве с Министерством образования.

Учебно-методический центр специализируется на организации полифункциональных образовательных сред в школьных и дошкольных учреждениях, занимается производством физкультурных комплексов и конструкторов, направленных на развитие пространственного мышления у детей, разрабатывает учебные программы и проводит семинары для педагогов.

Организация накопила значительный объем методических материалов и пособий, которые требуют систематизации и удобного доступа для педагогов. При этом со стороны клиентов центра есть выраженный запрос на сопровождение и сервис после внедрения учебных продуктов.

Поиск решения

Для решения задач образовательного центра был рассмотрен вариант создания умного чат-бота, который бы помогал педагогам-клиентам центра в планировании уроков и предоставлении информации.

Для основы чат-бота наши специалисты предложили использовать учебно-методические материалы центра с обработкой по следующей схеме.

  • Материалы разбиваются на части, которые специалисты по обработке данных называют чанками. Каждый такой «кусок» текста преобразуется в числовой вектор, отражающий его смысл.
  • Вся оцифрованная информация собирается в специализированную базу данных, где группируется по предметным областям.
  • Когда пользователь вводит текстовый запрос, он также преобразуется в числовой вектор. Система сравнивает этот вектор с базой данных и находит наиболее подходящий по смыслу «кусок» данных.
  • Затем эта информация добавляется к запросу пользователя и передается в языковую модель GPT. Таким образом, модель получает не только запрос пользователя, но и дополнительный контекст, что позволяет ей давать более точные и полезные ответы.

Выбор этой технологии был обусловлен ее способностью эффективно обрабатывать большие объемы данных и предоставлять релевантные ответы на запросы пользователей. С ее помощью удалось реализовать следующие сценарии использования чат-бота.

Описание решения MCN Telecom

Умный чат-бот может решать широкий спектр задач, облегчающих работу педагогов:

  • Придумать урок по определенной теме

Например, создать план урока по пространственному моделированию из конструктора, разбить его на 6 этапов и распределить время так, чтобы уложиться в 40 минут.

  • Управлять учебной нагрузкой

Чат-бот предлагает оптимальное распределение учебного материала по неделям, учитывая особенности выбранной учебной программы и возраст учащихся.

  • Предоставление определений и объяснений

Чат-бот дает четкие и понятные определения или объясняет сложные концепции на основе материалов учебного центра.

  • Ответы на педагогические вопросы

Учителя могут задавать вопросы по методике преподавания, и чат-бот предоставляет им проверенные ответы из базы знаний.

Использование чат-бота — несложный процесс даже для пользователей, далеких от технологий. Вот как он выглядит:

  • Вход в систему

Педагог заходит в интерфейс чат-бота через рабочий портал.

  • Ввод запроса

В текстовом поле педагог вводит свой запрос, например: «Создать план урока по теме ‘Пространственное моделирование’».

  • Обработка запроса

Чат-бот анализирует запрос, добавляет дополнительный контекст из базы знаний и передает его в языковую модель.

  • Получение ответа

Чат-бот возвращает педагогу подробный план урока, разбитый на этапы и расписанный по времени.

Результаты внедрения

По итогам пилотного проекта, в котором участвовали 48 педагогов из 30 образовательных учреждений на протяжении 4 месяцев, были достигнуты следующие результаты.

  • Количественные результаты

Сокращение времени на подготовку уроков. Время, затрачиваемое педагогами на подготовку уроков, сократилось в среднем на 50%.

Увеличение удовлетворенности педагогов. 85% педагогов отметили, что использование чат-бота значительно упростило их работу.

Увеличение времени взаимодействия с учащимися. Педагоги смогли выделить на 30% больше времени для непосредственного взаимодействия с учениками.

  • Качественные результаты

Повышение качества учебных занятий. Благодаря подробным планам уроков, предоставляемых чат-ботом, учебный процесс стал более точно соответствовать стандартам образовательных программ. По субъективной оценке педагогов, дети стали быстрее осваивать материал и приобретать требуемые навыки.

Снижение уровня стресса педагогов. Участники пилотного проекта отмечали, что чувствуют себя более уверенно и спокойно, зная, что всегда могут получить помощь чат-бота.

Увеличение вовлеченности учеников. По наблюдению педагогов, хорошо структурированные уроки способствовали повышению интереса и вовлеченности учеников

Таким образом, внедрение умного чат-бота для использования клиентами учебного центра показало значительное улучшение качества и эффективности образовательного процесса, что подтверждается положительными отзывами педагогов и улучшенными результатами учащихся.

Корпоративный блог MCN Telecom
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: