В последнее время наблюдается повышенное внимание ФАС к российским компаниям в части соблюдения ФЗ «О рекламе». Так, в июле этого года антимонопольное ведомство оштрафовало «большую тройку» за рекламную SMS-рассылку. Поводом послужили многочисленные обращения пользователей и их жалобы на назойливую рекламу. Поскольку у операторов отсутствовали согласия абонентов на получение рассылки, ФАС на законных основаниях «наказала их рублем» — а именно, от 100 до 500 тыс. руб. за каждый факт SMS-рассылки.
Поэтому так важно знать основные нормы рекламного законодательства и особенности его применения. Общие требования ФЗ «О рекламе» просты: реклама должна быть добросовестной и достоверной.
В ней не допускается использование:
-бранных слов
-непристойных и оскорбительных образов
-сравнений и выражений
Не попасться в сети
Особенности применения законодательства при размещении рекламы в интернете регулируются письмом ФАС «О рекламе в сети Интернет». И здесь важно разобраться, что относится к рекламе в интернете, а что – нет.
Рекламой является:
-информация на сайте рекламодателя или в его группе в социальных сетях, направленная на привлечение особенного внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (всплывающий баннер)
-контекстная реклама (Яндекс.Директ и т.п.)
Рекламой не является:
1) Информация о товарах, размещенная:
-на сайте производителя или продавца товаров,
-на страницах производителя или продавца товаров в социальных сетях, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования и т.п.
Например, размещение каталога, фото и товарных карточек на сайте компании, которая продает эти товары. Если эта же компания разместит баннер на стороннем ресурсе – это уже будет рекламой.
2) Информация о скидках и проводимых акциях, размещенная на сайтах-агрегаторах (площадках, где аккумулируются и предлагаются различные купоны и билеты, позволяющие приобрести товары со скидкой).
3) Результаты поисковой выдачи, поскольку такая информация является результатом обработки поискового запроса пользователя и не направлена на формирование и поддержание интереса к товару или услуге.
Как ФАС выявляет рекламу в интернете:
— регулярно проводит мероприятия по отслеживанию информации на интернет-ресурсах
— обменивается информацией с различными ведомствами, например, Роскомнадзором
— изучает обращения граждан и заинтересованных лиц – чаще всего, конкурентов и общественных организаций
Фиксирует нарушения в области рекламного законодательства антимонопольное ведомство при помощи составления акта осмотра сайта, сохранения скриншотов страниц сайта и архива интернета (сайт archive.org).
Так что же делать?
Непристойно – нельзя. Неприличные рифмы – нельзя. Пошлый подтекст – опасно. Жаргонизмы – опасно. Неинформативно –опасно.
Медиаюристы шутят, что лучшая реклама в интернете – это пустая страница с плашкой «18+. На правах рекламы», в таком случае у ФАС не будет ни единого шанса к вам придраться.