Перенос номера на короткую дистанцию

Перенос номера
на короткую дистанцию

0

В 2018 года движение за переносимость телефонного номера (MNP, Mobile Number Portability) отметило первый юбилей. Заработавшая схема механизма смены оператора с сохранением телефонного номера действует и поныне. В октябре 2018 года ЦНИИС сообщил о пересечении планки в 10 млн абонентов1.

Идея MNP преподносилась как «отмена мобильного рабства». Экс-глава Минкомсвязи Николай Никифоров предполагал, что сменить оператора пожелает до половины абонентов страны. Однако за пять лет не удалось догнать и перегнать США с Финляндией: там только за первый год после внедрения MNP услугой воспользовалось около 20% абонентов2. Достигнутые успехи в России весьма скромны – около 4% абонентов3 за всю пятилетку. Однако спешить утверждать, что борьба с мобильным рабством потерпела фиаско, преждевременно.

Не в процентах дело

Опыт внедрения MNP в разных странах мира показывает, что популярность услуги зависит от большого количества рыночных факторов: от показателей проникновения мобильной связи и ее качества до тарифной политики операторских компаний. Например, в Японии на момент внедрения MNP в 2006 году на телеком-рынке была высокая конкуренция, действовало множество тарифных планов, разнообразных скидок, бонусов и специальных предложений. Результат – менее 5% перетока абонентов в результате MNP, укрепление лояльности абонентов текущему оператору, снижение интегрального показателя оттока абонентской базы.

Различные эксперты еще в момент запуска MNP в России отмечали, что на рынке, подобном российскому (с высоким уровнем проникновения мобильной связи, высокой межоператорской конкуренцией, разнообразием тарифных планов и специальных предложений), показатель оттока напрямую зависит от степени удовлетворенности абонента оператором, а MNP не оказывает решающего влияния на отток. Действительно, в условиях, когда предложения конкурирующих операторов, за редким исключением, фактически равнозначны, реализация MNP вряд ли приведет к какому-либо существенному перераспределению рыночных долей операторов. Дальнейшее развитие событий полностью подтвердило прогноз.

Абоненты в поиске лучшей доли

В 2014 году, согласно статистике сервиса Dr. Tariff4, недовольные абоненты «голосовали ногами»: у Tele2 минус 8 тыс., у «Билайна» — 10 тыс., у локальных операторов – 44 тыс. При этом у МТС – плюс 16 тыс. клиентов, у «Мегафон» — 46 тыс. По итогам 2017 года, суммарно количество абонентов «большой сотовой четверки» уменьшилось почти на полмиллиона, при этом сокращение аудитории практически не повлияло на рыночную долю каждого оператора: лидером остался МТС (31%), за ним последовал «Мегафон» (29%) и «Билайн» (23%). Абонентская база Tele2, несмотря на уверенный ежегодный рост, занимала лишь 16% рынка. При этом уровень проникновения мобильной связи в РФ оставался на уровне 179%.

Получается, что с точки зрения интегральных характеристик операторского бизнеса, MNP может приводить лишь к временным несущественным изменениям рыночных показателей. Однако для текущей лояльности клиентов эти изменения могут иметь реально значимые последствия. Факт MNP при этом становится своеобразным датчиком, побуждающим операторов к усилению борьбы за лояльность абонентов. Что, собственно, и происходило на протяжении «пятилетки MNP»: обращение к оператору с заявлением о переносе номера к конкуренту обязательно приводит к предложению дополнительных бонусов и удобств в случае отказа от MNP.

При этом главный ограничитель популярности MNP до сих пор не снят — переносить номер разрешается лишь в пределах одного субъекта РФ. В этом смысле о полноценной «отмене мобильного рабства» говорить пока не приходится. И загвоздка не только в прохладном отношении операторского сообщества к идее полноценного MNP – оно ссылается на принципы построения сетей связи РФ, которые, вроде бы, препятствуют технической реализации MNP в пределах разных субъектов Федерации. Важно, что возможность переноса номера в другой регион должна сопровождаться отменой национального роуминга. А это совсем другая история, и она еще только начинается.

1. https://www.rossvyaz.ru/press/news/news5895.htm

2. https://www.rspectr.com/articles/92/realizaciya-mnp-vryad-li-privedet-k-kakomu-libo-zametnomu-vliyaniyu-na-rynok

3. https://www.protarif.info/news/new?id=3158

4. http://www.mobile-networks.ru/articles/201407/mnp_bolshe_vsego_idut_v_megafon.html

Редакция MCN Telecom

Поделиться статьей

Комментарии: