Почему абоненты боятся персонального обслуживания

Почему абоненты боятся персонального обслуживания

0

Несколько лет назад звонок на мобильный телефон от компании и уважительное приветствие по имени-отчеству было признаком персонального обслуживания уровня premium. Теперь же это зачастую вызывает раздражение. Вдруг звонят мошенники или «цифровой двойник» уже живет собственной жизнью. Как избавиться от навязчивого сервиса, попробуем разобраться.

У меня зазвонил телефон

Начнем с основополагающего законодательного акта – закона «О связи». Статья 531 посвящена базам данных об абонентах операторов связи. Речь идет об информации, позволяющей идентифицировать абонента или его оконечное оборудование. Она включает, в частности, ФИО и номер мобильного телефона, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные. К этому виду информации относятся еще и сведения о соединениях, трафике и платежах абонента.

Согласно п.1 ст.53, эти сведения могут передаваться третьим лицам только с согласия абонента. Также операторы вправе создавать общедоступные базы данных для информационно-справочного обслуживания клиентов. Поэтому в том, что вам позвонят на номер мобильного телефона, назовут по имени–отчеству и предложат прослушать сообщение рекламного характера, нет ничего противозаконного. Эти действия четко прописаны в ст.53 закона «О связи». Там же оговаривается: если вы не хотите, чтобы данные размещались в общедоступных базах, нужно зайти в ближайший офис оператора и написать соответствующее заявление.

С правом передачи

Персональные телефонные обзвоны популярны у многих сервисных компаний, которые не подпадают под регулирование закона «О связи». Поскольку они используют личные сведения о гражданах, то должны соблюдать 152-ФЗ «О персональных данных». Согласно этому документу, такая организация становится оператором персональных данных и должна зарегистрироваться в этом качестве в Роскомнадзоре. Она вправе использовать информацию, полученную от другой компании, например, приобретенную у оператора связи на основании договора. С одной оговоркой: должна сохраняться цель, с которой изначально эти данные собирались. Собственно, таким нехитрым образом формируются те самые клиентские большие данные (big data), с которыми активно экспериментируют, как коммерческие компании, так и государственные организации.

Если оператор связи продал контактные данные абонентов другой коммерческой компании, и она также использует их для информационно-справочного обслуживания, то все происходящее укладывается в рамки закона. Очевидно, если человек запретил оператору открывать личные данные третьим сторонам, то эти сведения должны исчезнуть из всех тех баз телефонных обзвонов, которые формируются с помощью сведений, приобретенных у оператора связи. Но здесь есть нюанс: оператор не может гарантировать, что личные данные абонентов он передал законопослушной коммерческой компании, а не мошенникам. С этим приходиться разбираться уже тем, кому дозваниваются поставщики продукции или услуг.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

В октябре 2018 года «Мегафон», Mail.ru и «Яндекс» создали Ассоциацию участников рынка больших данных2 на принципах саморегулируемой организации (СРО). Как правило, такие организации создаются в тех сегментах бизнеса, для которых стала актуальной проблема недобросовестных поставщиков услуг.

Ассоциация подразумевает контроль над использованием персонализированных данных и создание безопасной среды big data. Иными словами, активные телефонные обзвоны стали причиной раздражения не только абонентов, но и самих операторов связи: потенциальные убытки от потери лояльности клиентов превышают возможный доход от продаж личных данных. И теперь в контроле над распространением персональных данных граждан, заинтересованы не только сами «утопающие», но и участники рынка. А это, согласитесь, серьезное подспорье в «спасении на цифровых водах».

1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/
2. http://tpprf.ru/ru/businessNews/272821/

Редакция MCN Telecom

Поделиться статьей

Комментарии: