iOS как рудимент. Сбудутся ли прогнозы о падении «яблочного» гиганта?

iOS как рудимент. Сбудутся ли прогнозы о падении
«яблочного» гиганта?

0

Они разделили мир на два враждующих лагеря: «яблочников» и «андроидоманов». Они устраивают грандиозные презентации, приковывая внимание миллионов не столько технологиями, сколько размахом. В их рядах вознеслась и трагически погасла одна из самых культовых личностей современности. Будем объективны: на протяжение более чем десятилетия мы наслаждаемся удивительно зрелищной многосерийной мелодрамой Apple под названием iPhone. И с грустью осознаем, что любой сериал должен со временем прийти к закономерному финалу.

Конечно, если бы мы задались целью написать сценарий сериала про iPhone, то начали бы не с апофеоза – представления, устроенного Стивом Джобсом на Macworld Expo в январе 2007 года. Необходимо было бы посвятить хотя бы одну серию возникновению идеи устройства, объединяющего функции телефона, музыкального плеера и персонального компьютера. Справедливости ради пришлось бы упомянуть, что термин «смартфон» возник вовсе не в Купертино, а в Стокгольме – однако мы не стали бы кривить душой, если бы сказали, что для большинства пользователей именно iPhone стал символом новой эпохи в истории коммуникаций.

Следующие серии причудливо сочетали бы в себе коллизии корпоративных войн с успешными маркетинговыми кейсами – но над ними до определенного времени довлела бы тема личности в истории. По трагическому стечению обстоятельств уход из жизни Джобса стал по-настоящему символичным – он пришелся на самый пик расцвета iPhone, после которого движение вниз кажется вполне закономерным. Кто такой вообще Тим Кук? Что он здесь делает?

И вот, вполне может быть, в этом году мы наблюдали – не последнюю, нет, – но одну из последних серий мелодрамы iPhone. Компания значительно теряет долю на рынке смартфонов (см., к примеру, https://www.macdigger.ru/news/post/paradoks-apple-prodazhi-padayut-dohody-rastut). Но дело не только в этом – ведь впервые за 13 лет продажи iPhone стали «проседать» еще в 2016 году (см., например, здесь: https://www.bbc.com/russian/business/2016/04/160427_apple_revenue_fall), и вроде бы, ничего…

Искусствоведы знают, что упадок той или иной культурологической школы или эпохи начинается не с ее критики (критика существует всегда и зачастую только укрепляет культурное явление), а с высмеивания ее ценностей. Стив Джобс – помимо того, что он был гением, – являлся неким громоотводом для Apple в целом. Зная его перфекционистский характер и желание контролировать всё, что касается его «детища», многие пользователи готовы были прощать любимому гаджету многое: неудобные интерфейсы, цензуру видео, ограничения хранилища и т. д. После ухода Джобса обнаружилось, что многие недоработки iPhone – это проблемы самого аппарата и его разработчиков, а то и сознательные уловки маркетологов, а вовсе не «хотелки» лидера Apple.

Поменялась парадигма восприятия iPhone в качестве устройства премиум-сегмента. Если пять лет назад очереди за гаджетами в первый день продаж новой модели вызывали понимающее одобрение, то сегодня по большей части – ироническую улыбку. Как квинтэссенция абсурда – тот несчастный мужчина, герой Яндекс.Новостей, который выкупил место в очереди и не смог его перепродать (и он не единственный; напомним: https://medialeaks.ru/2809sda-start-prodazh-iphone/). В зарубежной прессе появляются иронические же статьи на тему «Как жадная Apple достигла капитализации в $1 трлн» (любезно переведена finam.ru: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/kak-zhadnaya-apple-dostigla-kapitalizacii-v-1-trln-20180829-173720/), где все недостатки гаджета, которых за такую цену быть не должно, преподносятся безо всяких оговорок.

Наконец, Apple начала «распыляться». Вместо строго одного уникального гаджета в год пользователи получают сначала две, а затем и три модели (последние: iPhone Xs, iPhone Xs Max и iPhone XR). Теряется уникальность. Старые модели iPhone продаются уже в среднем ценовом сегменте – а чем больше «яблочных» устройств на руках, тем меньше его элитарность, «престижность» – то есть то, на чем долгое время строилась маркетинговая кампания вендора. В своей тактике Apple всё больше становится похожим на производителей смартфонов на Android. И на этом поле – на поле соперника – закрытость системы iOS уже не выглядит преимуществом.

Что получается в сухом остатке? Уйдет ли компания с рынка смартфонов после кратковременной агонии, как это сделали такие гранды, как Motorola или Nokia (кто бы мог об этом подумать 7-8 лет назад), или запустит бюджетные линейки? Сделает ли основную ставку на виртуальные сервисы (iTunes), или будет торговать патентами? Вероятно, развязка этой мелодрамы уже совсем близко.

Редакция MCN Telecom

Поделиться статьей

Теги:

#рынок

Комментарии: