Россия не присоединилась к плану Макрона по регулированию сети

Россия не присоединилась к плану Макрона по регулированию сети

0

К представленному во Франции плану регулирования мирового киберпространства присоединилась 51 страна, среди них не оказалось России, США и Китая. Эксперты ставят под сомнение практическую пользу документа, так как тот вышел декларативным.

В понедельник, 12 ноября, президент Франции Эмманюэль Макрон на Форуме по управлению интернетом представил «Парижский призыв к доверию и безопасности в киберпространстве» (Paris Call for Trust and Security in Cyberspace) — меморандум, который должен обеспечить мягкое регулирование интернета.

В чем суть меморандума, как он будет работать и отразится ли на жизни обычных пользователей?

Из документа опубликованного на сайте Министерства европейских и иностранных дел следует, что меморандум поддержала 51 страна, всего более 370 подписантов. Среди стран, присоединившихся к документу нет России, США и Китая. Однако две российские компании: «Лаборатория Касперского» и Group-IB все же присоединились к плану.

По мнению Макрона существует два подхода к регулированию интернета: калифорнийский, предполагающий полную бесконтрольность, и китайский, который заключается в тотальном контроле сети. Президент Франции не является приверженцем ни того, ни другого. Макрон считает, что государство должно защищать граждан от вредоносного контента и неправильного использования их данных.

Российские компании из числа подписантов объяснили причину поддержки инициативы следующим образом: «Paris Call выдвигает ряд важных принципов международной кибербезопасности. В частности, признает ответственность ключевых субъектов частного сектора за укрепление доверия, безопасности и стабильности в киберпространстве, а также поощряет инициативы, направленные на повышение защищенности цифровых процессов и продуктов по всей цепочке поставок», — сказал представитель компании «Лаборатория Касперского».

Какие обязательства взяли на себя подписанты?

  1. ​Защищать пользователей интернета и объекты критической инфраструктуры от вредоносных действий в киберпространстве любого масштаба, помогать устранять их последствия;
  2. не допускать любые действия, которые преднамеренно и существенно вредят общедоступности и целостности интернета;
  3. способствовать предотвращению иностранного вмешательства в предвыборный процесс через действия в киберпространстве;
  4. предотвращать кражу интеллектуальной собственности с помощью информационно-коммуникационных технологий (включая информацию, которая составляет коммерческую тайну и может быть использована конкурентами в своих целях);
  5. препятствовать распространению способов причинения вреда через информационно-коммуникационные технологии;
  6. укреплять безопасность цифровых процессов, продуктов и сервисов на всем протяжении их жизненного цикла;
  7. поддерживать усилия по распространению основ безопасного поведения в Сети (кибергигиены) для всех субъектов;
  8. поддерживать усилия по распространению основ безопасного поведения в Сети (кибергигиены) для всех субъектов;
  9. предпринимать усилия для защиты негосударственных субъектов от кибератак;
  10. содействовать широкому признанию и соблюдению международных норм ответственного поведения наряду с мерами, укрепляющими доверие в киберпространстве.

Российская альтернатива «Paris Call»

Россия уже не первый раз отказывается присоединяться к международному соглашению кибербезопасности. В 2001 году РФ так же предпочла не подписывать Будапештскую конвенцию Совета Европы так, как та содержала пункт, позволяющий уполномоченным органам одного государства получать доступ к компьютерным данным, хранящимся на территории другого государства, без предварительного согласия последнего.

Россия в свою очередь предлагает принять юридически обязывающую конвенцию ООН «О международной информационной безопасности». Целью концепции декларируется противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий для нарушения международного мира и безопасности, и «установление мер предотвращения и разрешения конфликтов в информационном пространстве с учетом военных, террористических и криминальных угроз». Страны, нарушившие установки конвенции, должны попадать под санкции. Однако против документа выступают западные страны.

Какой статус несет документ?

По словам партнера юридической компании «НАФКО-Консультанты» Ирины Мостовой, французское соглашение является исключительно дипломатическим документом, содержащим позицию государства Франции по отношению к проблеме кибербезопасности. Подписанты конвенции соглашаются с достаточно общими положениями документа, не возлагая на себя никаких обязательств, также, как и не несут никакой ответственности за их соблюдение.

Что документ дает пользователям?

По мнению директора по работе с государственными органами Group-IB Дмитрия Буянова, французский проект существенно снизит киберугрозы, но проблему полностью не решит. «Необходимо создание органа, который будет продвигать идеи, которые изложены в этом меморандуме. Если такой орган будет создан, мы точно готовы практически поучаствовать в его работе».

Согласно же мнению консультанта по стратегии кибербезопасности ПИР-центра Олега Демидова, ситуация в киберпространстве с принятием документа не изменится. Он считает, что документ отразится на пользователях лишь в том случае, если на основе данной декларации будут разработаны механизмы сотрудничества с другими государствами и частным сектором и отдельная нормативно-правовая база.

Источник: rbc.ru

Редакция MCN Telecom

Поделиться статьей

Комментарии: