Они разделили мир на два враждующих лагеря: «яблочников» и «андроидоманов». Они устраивают грандиозные презентации, приковывая внимание миллионов не столько технологиями, сколько размахом. В их рядах вознеслась и трагически погасла одна из самых культовых личностей современности. Будем объективны: на протяжение более чем десятилетия мы наслаждаемся удивительно зрелищной многосерийной мелодрамой Apple под названием iPhone. И с грустью осознаем, что любой сериал должен со временем прийти к закономерному финалу.
Конечно, если бы мы задались целью написать сценарий сериала про iPhone, то начали бы не с апофеоза – представления, устроенного Стивом Джобсом на Macworld Expo в январе 2007 года. Необходимо было бы посвятить хотя бы одну серию возникновению идеи устройства, объединяющего функции телефона, музыкального плеера и персонального компьютера. Справедливости ради пришлось бы упомянуть, что термин «смартфон» возник вовсе не в Купертино, а в Стокгольме – однако мы не стали бы кривить душой, если бы сказали, что для большинства пользователей именно iPhone стал символом новой эпохи в истории коммуникаций.
Следующие серии причудливо сочетали бы в себе коллизии корпоративных войн с успешными маркетинговыми кейсами – но над ними до определенного времени довлела бы тема личности в истории. По трагическому стечению обстоятельств уход из жизни Джобса стал по-настоящему символичным – он пришелся на самый пик расцвета iPhone, после которого движение вниз кажется вполне закономерным. Кто такой вообще Тим Кук? Что он здесь делает?
И вот, вполне может быть, в этом году мы наблюдали – не последнюю, нет, – но одну из последних серий мелодрамы iPhone. Компания значительно теряет долю на рынке смартфонов (см., к примеру, https://www.macdigger.ru/news/post/paradoks-apple-prodazhi-padayut-dohody-rastut). Но дело не только в этом – ведь впервые за 13 лет продажи iPhone стали «проседать» еще в 2016 году (см., например, здесь: https://www.bbc.com/russian/business/2016/04/160427_apple_revenue_fall), и вроде бы, ничего…
Искусствоведы знают, что упадок той или иной культурологической школы или эпохи начинается не с ее критики (критика существует всегда и зачастую только укрепляет культурное явление), а с высмеивания ее ценностей. Стив Джобс – помимо того, что он был гением, – являлся неким громоотводом для Apple в целом. Зная его перфекционистский характер и желание контролировать всё, что касается его «детища», многие пользователи готовы были прощать любимому гаджету многое: неудобные интерфейсы, цензуру видео, ограничения хранилища и т. д. После ухода Джобса обнаружилось, что многие недоработки iPhone – это проблемы самого аппарата и его разработчиков, а то и сознательные уловки маркетологов, а вовсе не «хотелки» лидера Apple.
Поменялась парадигма восприятия iPhone в качестве устройства премиум-сегмента. Если пять лет назад очереди за гаджетами в первый день продаж новой модели вызывали понимающее одобрение, то сегодня по большей части – ироническую улыбку. Как квинтэссенция абсурда – тот несчастный мужчина, герой Яндекс.Новостей, который выкупил место в очереди и не смог его перепродать (и он не единственный; напомним: https://medialeaks.ru/2809sda-start-prodazh-iphone/). В зарубежной прессе появляются иронические же статьи на тему «Как жадная Apple достигла капитализации в $1 трлн» (любезно переведена finam.ru: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/kak-zhadnaya-apple-dostigla-kapitalizacii-v-1-trln-20180829-173720/), где все недостатки гаджета, которых за такую цену быть не должно, преподносятся безо всяких оговорок.
Наконец, Apple начала «распыляться». Вместо строго одного уникального гаджета в год пользователи получают сначала две, а затем и три модели (последние: iPhone Xs, iPhone Xs Max и iPhone XR). Теряется уникальность. Старые модели iPhone продаются уже в среднем ценовом сегменте – а чем больше «яблочных» устройств на руках, тем меньше его элитарность, «престижность» – то есть то, на чем долгое время строилась маркетинговая кампания вендора. В своей тактике Apple всё больше становится похожим на производителей смартфонов на Android. И на этом поле – на поле соперника – закрытость системы iOS уже не выглядит преимуществом.
Что получается в сухом остатке? Уйдет ли компания с рынка смартфонов после кратковременной агонии, как это сделали такие гранды, как Motorola или Nokia (кто бы мог об этом подумать 7-8 лет назад), или запустит бюджетные линейки? Сделает ли основную ставку на виртуальные сервисы (iTunes), или будет торговать патентами? Вероятно, развязка этой мелодрамы уже совсем близко.