Решение об отмене принципов «сетевой нейтральности», принятое в США Федеральной комиссией по связи в декабре прошлого года, вызвало неоднозначную реакцию в странах Евросоюза.
Напомним, что «сетевой нейтралитет» (net neutrality) – это принцип взаимодействия между операторами связи, предоставляющими доступ к интернету, контент-провайдерами, поставщиками ОТТ-cервисов (over the top) и пользователями. В соответствии с ним, провайдеры обязаны отказаться от любой дискриминации в отношении приложений, сервисов и технологий, передаваемым по сетям связи, и предоставлять всем поставщикам контента равные возможности – одинаковую скорость загрузки, обеспечивая, таким образом, открытость сетей для информационного обмена.
Путь Евросоюза
Как и в США, в Евросоюзе дискуссии вокруг введения принципа «сетевого нейтралитета» велись на протяжении нескольких лет. В 2009 году Еврокомиссия включила Заявление по сетевой нейтральности в пакет поправок в телекоммуникационное законодательство. В нем в качестве приоритета «сетевой нейтральности» объявлялись права европейских граждан на полный и открытый доступ в интернет на каждом устройстве и в любой сети1.
Кроме того, регулятор в своем Заявлении встал на защиту добросовестной конкуренции, предполагающей наличие у потребителя возможности выбирать между конкурирующими предложениями на основе прозрачной и содержательной информации.
Пользователи услуг связи должны свободно менять оператора, чтобы получать услуги лучшего качества или по более низким ценам. Европейская комиссия взяла на себя обязательство проводить мониторинг того, насколько соблюдаются «сетевые свободы» европейских граждан, и при необходимости обращаться к антимонопольному регулированию. |
Выработка правового документа, содержащего единые для всех европейских стран принципы «сетевой нейтральности», и уточнение формулировок этих принципов продолжались до осени 2015 года, когда Европарламент большинством голосов одобрил соглашение, делающее Европу «единственным в мире регионом, в котором на законодательном уровне гарантируются принципы открытого интернета»2.
Не все гладко
У сторонников «открытого интернета», в числе которых были и компании, и известные интернет-деятели, такие, как предложивший миру проект Всемирной паутины (World wide web) сэр Тим Бернес-Ли, к тексту соглашения возникло несколько претензий. Они касались так называемых «специализированных сервисов», для которых интернет-провайдерам разрешается предлагать более высокие скорости, отсутствия запрета на передачу трафика по нулевой ставке, разрешения операторам определять «типы трафика» и ускорять или замедлять трафик определенного «типа», а также начать бороться с перегрузкой каналов при угрозе ее возникновения3.
Однако, несмотря на недостатки, право на доступ к «открытому интернету» без дискриминации или помех, будь то блокировка или снижение скорости, было закреплено в законах Евросоюза. И тем самым обеспечило возможность развития небольших интернет-проектов, появления новых поставщиков информационных сервисов, расширения их спектра и, в конечном счете, той добросовестной конкуренции, о которой говорилось в Заявлении по «сетевой нейтральности» почти десять лет назад.
Иной дорогой
Неудивительно, что принятое 14 декабря 2017 года решение FCC (Федеральной комиссии по коммуникациям США) об отмене принципа сетевой нейтральности было с озабоченностью встречено в Евросоюзе. Буквально на другой день комиссар ЕС по цифровой экономике и обществу Андрус Ансип заявил, что в Евросоюзе продолжат защищать «сетевой нейтралитет»4.
Другой уважаемый чиновник, председатель Федерального объединения центров защиты прав потребителя Германии, Клаус Мюллер выразил опасение, что отмена действия net neutrality в США косвенно, путем сокращения выбора интернет-провайдеров, скажется и на пользователях Всемирной паутины в ФРГ.
Член Национального совета от Швейцарской народной партии Франц Грютер высказался еще более категорично: «Отмена «сетевого нейтралитета» опасна: это все равно, что предоставить определенному предприятию или группе предприятий выделенную полосу на автомагистрали, в то время как все остальные продолжат стоять в пробке. В интернете все работает так же»5, — сказал он. |
По мнению высокопоставленных сторонников «открытого интернета», именно принцип «сетевой нейтральности» превратил Всемирную паутину в движущую силу инноваций и обеспечил ее разнообразие. И потому отказ от него будет шагом назад.
Мнение редакции TelcoJournal: Принцип Network Neutrality провозглашен и соблюдается во всех европейских странах, включая Венгрию, Германию, Словакию и Австрию. Власти Евросоюза более жестко отстаивают принципы сетевого нейтралитета, тем самым следуя правилам свободной конкуренции и ограничивая влияние монополий. Очевидно, что интернет-провайдеры видят выгоду в несоблюдении принципа сетевой нейтральности, аргументируя это возможностью развивать инфраструктуру за счёт дополнительной выручки, полученной от контент-провайдеров, которые должны будут платить оператору по модели кабельного телевидения. |
1. velib.com/read_book/danilenkov_aleksejj_vladimirovich/internet_pravo/i_obshhaja_chast/4_osnovopolagajushhie_principy_internet_prava/
2. https://nag.ru/news/newsline/28324/golosovanie-v-es-setevoy-neytralitet-po-evropeyski.html
3. https://tehnot.com/setevoj-nejtralitet-v-es-problemy-i-perspektivy/
4. http://www.dw.com/ru/в-европе-не-собираются-отказываться-от-правил-сетевого-нейтралитета/a-41815628
5. https://russian.rt.com/inotv/2017-12-16/SRF-v-otlichie-ot-SSHA